Глава XXI.
Вера Авраама была такая же, как наша,
и эта вера была предызображена словами
и действиями древних патриархов
1. А что наша вера была также предизображена в Аврааме, и что он
был патриарх нашей веры и как бы пророк, это вполне показал Апостол в
послании к галатам, говоря: «Подающий вам Духа и содержащий между ними
чудеса, чрез дела ли закона (производит это) или чрез слышание веры? Так
Авраам поверил Богу и (сие) изменилось ему в праведность. Знайте же, что
верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдывает
язычников, предвозвестило Аврааму, что в нем благословятся все народы.
Итак верующие благословятся с верным Авраамом» (Гал.3:59). За это он
назвал его не только пророком веры, но и отцом верующих из язычников во
Христа Иисуса, потому что вера его и наша одна и та же, ибо он веровал
ради обетования Божия в будущее. как будто оно уже совершилось, мы же
подобным образом по обетованию Божию, с верою взираем на наследие в Царстве
(Небесном).
2. История Исаака также не без знаменования. Ибо Апостол в послании
к римлянам говорит: «и Ревекка, когда она зачала зараз (двух сынов) от
Исаака отца нашего», то получила от Слова ответ, «дабы изволение Божие
в избрании происходило не от дел, но от призывающаго (и), ей было сказано:
«два народа в утробе твоей и два племени во чреве твоем, и один народ
превзойдет другой и больший будет служить меньшему» (Рим.9:1012). Из
этого видно, что не только предсказания патриархов, но и роды Ревекки
были пророчеством о двух народах, из коих один больший, а другой меньший,
и один (будет) в рабстве, а другой свободный, но (оба) от одного и того же отца. Один и Тот же Бог наш и их; Он ведает сокровенное и знает все
прежде, чем оно совершилось; а потому сказал: «Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел»[19].
3. Если кто вникнет и в действия Иакова, то найдет, что они не праздны,
но исполнены (значения относительно) распоряжений (Божиих). И во-первых
в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, т. е.
запинатель, который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан,
борется и побеждает, держит в руке пяту противника, т. е. победу.
Ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовал, и о Котором
Иоанн в Откровении говорит: «и вышел Он (как) побеждающий, чтобы победить»
(Отк.6:2). Потом (Иаков) получил первородство, когда пренебрег им брат;
так и народ младший принял перворожденнаго Христа, когда Его отверг старший
народ говоря: «не имеем другого царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). Во Христе
всякое благословение; и посему младший народ восхитил у старшего народа
благословения Отца, как Иаков восхитил благословение у Исава. Поэтому,
брат терпел ненависть, и гонения от своего брата, как и Церковь то же
терпит от иудеев[20]. В чужой стране родились двенадцать колен Израильскаго
народа, так как и Христос в чужой земле должен был родить двенадцатистолповое
основание Церкви. Разноцветныя овцы достались в награду Иакову; и Христа
награду составляют люди, которые из разнообразных и различных народов
собрались в одну когорту Веры, как Ему обещал Отец говоря: «проси у Меня
и дам Тебе народы в наследство Твое и концы земли во владение Твое» (Пс.2:8).
И поелику от множества сынов Иакова после произошли пророки Господни,
то необходимо было ему родить сынов от двух сестер, как и Христос (родил
их) от двух законов Одного и Того же Отца, и также от служанок для означения
того, что Христос воздвигнет сынов Божиих от свободных и рабов по плоти,
всем одинаково даруя дар животворящего нас Духа. И (Иаков) все делал ради
младшей, имевшей прекрасные глаза Рахили, она же была прообразом Церкви,
ради которой пострадал Христос, Который тогда чрез Своих патриархов и
пророков прообразовал и предвозвещал будущее, приготовляя Свою часть к
распоряжениям Божиим и приучая Свое наследие повиноваться Богу, жить в
мире, как в странствии, следовать Слову и предзнаменовывать будущее. Ибо
у Бога нет ничего праздного или без значения.
__________________________
[19] Рим.9:13; Мал.1:2. О том
же см. в Послании Варнавы (гл. 13), а также у Юстина в Разговоре
с Трифоном.
[20] См. подобное у Юстина в Разговоре
с Трифоном (гл. 134).
|