Глава 17
1—4. Стан в Рефидиме, ропот народа.
5—7. Моисей чудесно источает воду из скалы.
8—16. Битва с амаликитянами.
1. И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни
Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось
станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.
1. Промежуточными станами между Сином и Рефидимом
были Дофка и Алуша (Чис. 33:1213), местоположение
которых в точности неизвестно. Движение евреев определялось «повелением
Божьим,» т. е. указанием шедшего впереди их облачного столпа
(Исх. 40:3438; Чис. 9:1523). Последний
пред Синаем стан Рефидим полагают или в долине Фейран, отличающейся
плодородием и обилием вод, собирающихся в ручеек, вытекающий
из скалы (6), или в долине Шейх, в местечке Сувейра, где
находится камень, называемый седалищем Моисея.
2. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды
пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете
Господа?
3. И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея,
говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей
наших и стада наши?
2—3. Со стороны народа ссора с Моисеем
состояла в обвинении его за изведение из Египта и подвержение
новому бедствию смерти от жажды (3). В ее основе
лежало сомнение в божественной помощи: народ не был уверен
в присутствии в своей среде Господа (ст. 7), второй раз
(15:24) делал греховную попытку убедиться, поможет он Моисею или
нет (ср. Пс. 77:18 и д.); ввиду этого ссора и являлась
искушением Бога.
4. Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать
с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.
5. И сказал
Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых
из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил
по воде, возьми в руку твою, и пойди;
5. С чудодейственным жезлом (3:30; 7:20; 14:16)
в руках Моисей выступает пред народом в качестве чудотворца.
Евреи поверят ему, как посланнику Божию (3:31; 14:31), исчезнет намерение
убить его, а потому ему нет оснований бояться смерти: «пройди
пред народом».
6. вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве,
и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода,
и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин
Израильских.
6. Присутствие в руках Моисея чудодейственного
жезла убеждало народ и его в предстоящем совершении чуда, в том же
самом удостоверяли Моисея слова: «вот Я стану пред тобою.» Ты не будешь
оставлен Мною, Я буду сам присутствовать и совершу чудо, как бы
говорит Господь (Пс. 77:1520; 104:41; 113:8). «В Хориве»,
не на горе этого имени, так как в данное время евреи не подошли
еще и к Синаю, а в носящем данное имя горном хребте. «Камень,
из которого потекла вода, как говорит Апостол Павел, есть Христос
(1 Кор. 10:4), для неверных сухой и упорный, а как скоро
кто приложит жезл веры, делающейся удобоприемлемым для жаждущих и текущим
внутрь приемлющих Его» (Григорий
Нисский).
7. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине
укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря:
есть ли Господь среди нас, или нет?
8. И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами
в Рефидиме.
8. Амаликитяне, потомки Исава через сына его Елифаза
(Быт. 36:12), кочевой, живущий грабежом, народ, занимали
пространство между Идумеей и Синаем. Судя по свидетельству
Втор. 25:18, они капали не на главные силы и массы народа,
а на последние, утомившиеся в пути и потому отставшие,
ряды.
9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей (сильных) и пойди,
сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма,
и жезл Божий будет в руке моей.
9. Иисус, первоначально называемый Осией, сын Навина
из колена Ефремова (Числ. 13:8,16). Только что роптавший, недовольный
Моисеем народ не мог по своему настроению принять участие в битве
во всем своем составе; для нее избираются лица отважные, не потерявшие
присутствия духа (ср. Суд. 7:1 и д.). Обещание встать с жезлом
божиим, жезлом чудодейственным (см. выше ст. 5), есть не что
иное, как уверение в предстоящей победе над врагами.
10. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и (пошел)
сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли
на вершину холма.
10. По мнению Иосифа
Флавия, упоминаемый в настоящем случае Ор есть одно и то же
лицо с Ором, дедом известного художника, строителя скинии Веселеила
и сыном Халева из колена Иудина (Исх. 31:2; 35:30; 38:22;
1 Пар. 2:19,50; 4:1,4; 2 Пар. 1:5). Иудейское предание, отмечаемое
Иосифом Флавием называет его мужем сестры Моисеевой Мариам. Насколько
справедлива и верна еврейская традиция, сказать довольно трудно.
Но она в достаточной мере объясняет тот факт, почему Моисей
избирает в данном случае Ора; вместе с Аароном он его
ближайший родственник.
11. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда
опускал руки свои, одолевал Амалик;
12. но руки Моисеевы отяжелели,
и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел
на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один
с одной, а другой с другой стороны. И были руки его
подняты до захождения солнца.
11—12. «Не потому только, говорит Иустин
философ, народ одерживал победу, что Моисей молился,
но и потому, что в то время, как имя Иисуса было
во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение креста».
13. И низложил Иисус Амалика и народ его острием
меча.
13. Различение «амалика и народ его» не дает
права разуметь под амаликом предводителя амаликитян. Поражен был не весь
народ с женами и детьми, а только часть его, выступившая
против евреев.
14. И сказал Господь Моисею: напиши сие для
памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу
память Амаликитян из поднебесной.
14. Израиль, как святыня Господня, является
неприкосновенным; всех обижающих его настигает бедствие (Иер. 2:3). Это
общее правило применяется и к амаликитянам (1 Цар. 15:2,3).
Приказание об истреблении записывается для того, чтобы впоследствии
не было забыто.
15. И устроил Моисей жертвенник (Господу) и нарек ему
имя: Иегова Нисси.
16. Ибо, сказал он, рука на престоле
Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.
15—16. Израиль сражался под знаменем Всевышнего,
которое держал в своих руках Моисей, отсюда и название жертвенника: «Иегова
Нисси»; по-еврейски: Господь знамя мое.
Такой смысл устанавливается выражением ст. 16: «ибо рука
на престоле Господа.» Моисей изъясняет название жертвенника: «Господь знамя
мое» тем, что рука его была на знамени Всевышнего, держала
последнее (слав.: «рукою тайною», LXX: «εν χειρί κρυφαία» о руке
Господа, поборовшей Амалика). |