Аристид
Маркиан
Аристид, философ из Афин
Особенности:
Произведение Аристида («Апология»)
считается первым апологетическим произведением, дошедшим до нашего времени.
Рождение
Дата рождения остается совершенно неизвестной. Можно только
предполагать, что он был современником Кодрата, т.е. родился во второй
половине I в.
Деяния
Жил в Афинах.
Можно сделать вывод, что Аристид до своего обращения увлекался философией.
(Наиболее вероятным представляется предположение, что Аристид был действительно «профессиональным
философом», нося соответствующее одеяние.)
Творения
Три редакции «Апологии»:
- армянские фрагменты X и XI веков.
В 1878 г., венецианским мехитаристам из монастыря св. Лазаря в одной рукописи
X века удалось обнаружить отрывок (первые две главы) на армянском языке из
Апологии. Перевод, по всей видимости, восходит к V в.
Отрывок апологии Аристида из
амянской рукописи.
Пер. Эмина Н.О.
Коныбер нашел в одной рукописи XI в. вторую армянскую версию фрагмента Апологии
Аристида, который почти идентичен первому.
- сирийский вариант VI или VII века
В 1889 г. английский ученый Р. Харрис среди манускриптов монастыря св. Екатерины
на Синае обнаружил полный текст перевода «Апологии» на сирийский
язык; сам манускрипт датируется VI-VII вв., но перевод восходит к середине
IV в.
- греческая редакция VII века
После нахождения сирийского варианта неожиданное открытие было сделано Робинсоном.
Оказывается, этот вариант уже был известен , но только не в виде апологетического
произведения II века, а как составная часть так называемого «Жития
Варлаама и Иоасафа» («Повесть об индийских святых
Варлааме и Иоасафе»)
Сочинение традиционно приписывается св. Иоанну Дамаскину (VII век).
Существует мнение, что текст Апологии включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе»
св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец), когда переводил ее с груз. языка в
кон. Х — нач. XI в.(на груз. переведена с арабского, на араб. — с пехлевийского к VIII в.)
В этом литературном произведении некий пустынник Нахор держит царю Абеннеру
речь, которая и оказывается ничем иным, как буквальным повторением Апологии
Аристида.
Эта греческая редакция является более сжатой, чем сирийский вариант.
Позднее, уже в двадцатых годах ХХ века, среди оксиринхских папирусов были
найдены еще два греческих фрагмента «Апологии».
Варианты времени написания «Апологии»:
- 125–126 гг.
Согласно Евсевию и Иерониму передача Апологии императору Адриану произошла
в 125–126 г.
С этим вполне согласно и заглавие армянской рукописи Апологии
- 138–147 гг.
В сирийском тексте стоят два заглавия:
Апология, которую афинский философ
Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего
Императору Титу Адриану, Антонину Августу и Пию,
Маркиана Аристида, философа из Афин
Антонин, получивший
после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий
Адриан, и называвшийся Пием,
правил с 138 по 161 г.
Таким образом должно относить составление этой Апологии к годам правления
императора.
Но возможно ограничение до 147 г. потому, что:
- не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в
147 г.
- хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит
о гонениях, что указывает на начало правления Антонина.
- Апология Аристида должна быть написана раньше Первой
Апологии мч.
Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе
ее влияние.
Произведения, приписываемые
Аристиду:
найдены и опубликованы теми же мехитаристами монастыря св. Лазаря в Венеции.
Предситавляет собой проповедь, которая сводится к одной
главной мысли: Распятый на Кресте был не просто человек, но «истинный
Бог».
Подлинность гомилии очень сомнительна, и она вряд ли принадлежит Аристиду.
«Послание Аристида ко всем философам»
Фрагмент произведения вошел в армянскую «Книгу свидетельств» (флорилегий,
то есть сборник цитат из писаний отцов и учителей Церкви,
составленный против несторианской ереси).
Скорее всего, представляет собой свободное переложение некоторых
мыслей «Апологии» Аристида.
Данный фрагмент целиком:
Все страдания [Господь] истинно
претерпел в Своем теле, которое Он воспринял по воле Отца и Святого Духа от
еврейской Девы, святой Марии, и соединил в Себе несказанным и нераздельным
единством.
Кончина
По некоему преданию, в древних Афинах благородного Аристида несправедливо приговорили
к смерти , и когда одного из судей спросили, почему он бросил свой жребий
против такого человека, он ответил, что ему надоело слышать, что Аристида
называют «Справедливым».
Аристид был включен в число святых Римской Церкви. Память
в древнейших зап. мартирологах (Римском, Адона и Узуарда) указывается
31 авг.
Сведений о древнем почитании его в Вост. Церкви нет, но под 13 сент. внесен
в современные календари Элладской и Сербской Православных Церквей.
* * *
Свидетельства:
Кодрат,
ученик апостолов, и Аристид Афинский, наш философ, представили
Адриану книги, сочиненные в защиту христианской религии, и легат
Серен Граний (Серенний
Граниан),
муж исключительно благородный, послал императору сочинение со
словами о несправедливости проливать кровь неповинных людей и
преследовать по суду не совершивших преступления за одно только
имя и учение. Адриан, побужденный ими (то есть
апологиями и письмом),
написал Минуцию Фундану, проконсулу Азии, не осуждать христиан
без предмета обвинения. Экземпляр этого послания уцелел до наших
дней. Евсевий
Кесарийский «Хроника»
И Аристид, твердый
последователь нашей веры, подобно Кодрату, поднес Адриану Апологию
ее. Сочинение это и доныне сохраняется у многих.
Евсевий.
Церковная история. Книга IV, 3
Аристид, один из самых
красноречивых афинских философов, ученик Христа, сохраняющий еще и
свой философский багаж, подарил свой труд Адриану в то же время, когда
Квадрат преподнес свой. Это сочинение содержало систематичное изложение
нашего учения, т.е. апологию христиан; оно все еще существует и считается
филологами вершиной его гения.
Иероним
Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 20
Аристид философ, муж
красноречивейший, тому же императору [Адриану] поднес
апологию за христиан в связи с философскими мнениями, каковой
впоследствии подражал Иустин, будучи и сам философом...
Иероним Стридонский. Письмо
к Магну.
Западные мартирологи свидетельствуют об Аристиде как о муже, прославившемся
верой и мудростью. В своей «Апологии» он учил о Христе, называя
его «истинным Богом».
См. также: Аристид // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Архим. Киприан (Керн) об Аристиде |