my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Лактанций
Луций Цецилий Фирмиан

(Lactantius, Lucius Caecilius Firmianus)

(ок. 250-ок. 330)

Некоторые особенности:


Лактанций — прозвание, данное ему за красноречие
(от лат. lacteus — молочный)

Лактанция называли «христианским Цицероном»
(за его литературный стиль и стремление писать не хуже последнего)

Был учеником Арнобия.

 

Деяния:


При императоре Диоклетиане исполнял обязанности ритора в Никомедии, кот. в Вифинии.

В Никомедии Лактанций обратился в христианство.

Когда Диоклетиан издал в 303 году эдикт о преследовании христиан, Л. принужден был оставить свой пост

Тогда он начинает писать с целью защищать гонимую религию

При императоре Константине Великом был учителем императорского наследника Криспа.

 

Творения:

 

• О творении Божием •
(De opificio Dei)

Первое сочинение Лактанция

 

• Божественные установления •
(Divinae institutiones)


Самое известное сочинение Лактанция
Автор пытается изложить все содержание христианского учения. В тоже время он критикует язычество, показывает его слабости.

См.: Рус. пер. Е. Карнеева:
Творения Лактанция. Ч. 1–2. СПб., 1848.

Сокращенный вариант сочинения — Epitome Divinarum Institutionum.

См.: Рус. пер. иеромон. Амвросия Погодина (только гл. 70–71):
Лактанций. О последних временах. — Православный путь, 1955. С. 163–165.

 

• О погибели преследователей •
(De mortibus persecutorum)


См.: Лактанций. О смертях преследователей. Перевод В.М. Тюленева. — СПб.: Алетейя, 1998. — 280 с.

Также см.: http://gklass.nsu.ru: 8100/gum/latin/lactanz.htm


Вскоре после окончания Великого (Диоклетианового) гонения Лактанций пишет свой апологетический, а одновременно и исторический трактат «О смертях преследователей», в котором излагает только что минувшие события…

Лактанций, излагая события Великого гонения, изначально ставит цель «свидетельствовать, как Бог явил свыше уничтожение врагов имени своего». Идея наказания за гонения пронизывает весь трактат Лактанция. В истории церкви автора не интересует ни один вопрос, как только проблема столкновения мира христиан со светской властью, результатом которого неизбежно является наказание нечистивых правителей и поощрение сторонников христиан (Константина и Лициния).

Первая попытка событийно представить историю церкви, которую совершает Лактанций, оказалась попыткой увидеть эту историю как педагогический процесс, ведущий к спасению не только христиан, и основа его — возмездие Бога за преследования церкви.


Тюленев В.М. Бог и императорская власть в историческом процессе (по трактату Лактанция «О смертях преследователей»)

 

• О гневе Божьем •
(De ira Dei)


Из сочинения:

«Бог есть рассеянный и распространенный по всей природе вещей бесплотный разум, посредством которого Он наделяет и одаривает жизненным началом всякую живую тварь»

«Бог таков, что Он не может быть описан словами людей, или измерен их чувствами. Единый Бог — это перво-основа и первопричина происхождения всех вещей и явлений».

 

поэма
• О птице Феникс •
(De ave Phoenice)


Аутентичность оспаривается.

http://miriobiblion.narod.ru/lact/lact2.html

 

«О Страстях Господних»? — http://miriobiblion.narod.ru/lact/lact1.html

 

• • •

… о Лактанции должно заметить, что хотя он и самое прозвание свое «Лактанций» получил за свое увлекательное, приятное и живительное красноречие* и хотя сочинения его блещут умом, изобилуют разнообразными сведениями и изложены красноречиво, но важного богословского авторитета сочинения его не имеют; потому что в них христианские понятия перемешаны с языческими представлениями, истинные богословские мнения с ложными суждениями. Сделавшись христианином в позднем возрасте своей жизни, Лактанций не успел ни обнять христианское учение в достаточной полноте, ни окончательно отрешиться от языческих мнений. Поэтому он не причислен не только к отцам, но и к учителям Церкви, и есть только церковный писатель.

* Лактанций, происходя от латинского слова lacteus, что значит молочный, не есть ни имя, ни фамилия этого писателя, а прозвание, данное ему за красноречие.

Профессор А.Д. Беляев
[А.Д. Беляев. О безбожии и антихристе. — Сергиев Посадъ, 1898.]

 

См. также:


Анонимное сочинение против христиан, цитируемое Лактанцием (Из книги А.Рановича «Античные критики христианства»)

Садов А.И. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. Санкт-Петербург, 1895.

 


Труды христианских авторов изобилуют ссылками. Так, Арнобий упоминает 34 греческих и 30 латинских авторов, Лактанций – 12 греческих и 27 латинских. Однако сочинения не всех этих авторов являлись непосредственными источниками апологетов. Текстуальное сопоставление трудов Арнобия и Климента Александрийского доказывает, что информация о греческой религии вместе со ссылками на источники (16 имен) заимствована Арнобием у Климента (Arn. Adv. n., IV, 14–29; V, 19–28; VI, 3–23; Clem. Protr., II, 12–47; III, 44; IV, 46–57). Такая же картина наблюдается при сравнении фрагментов из Лактанция и Тертуллиана, касающихся вопроса о человеческой природе Сатурна (Lact. Div. Inst., I, 13; Tert. Apol., I, 10). Иначе, информация, зафиксированная в трудах апологетов, могла заимствоваться через посредника.

Максимова И. Интерпретация римской религии у Арнобия и Лактанция // Античность Европы. Межвузовский сборник научных статей под ред. И.Л. Маяк и А.З. Нюркаевой. — Пермский ун-т, 1992. — С. 104

По поводу фрагментов из Лактанция и Тертуллиана:

многие придерживаются мнения, что Лактанций цитировал не «Апологию» Тертуллиана, а «Октавия» Минуция Феликса.
О том, зависит ли Тертуллиан от Феликса или наоборот
см. коротко об этом.

 

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 5