Марк Минуций Феликс
Жизнеописание
Африканского (возможно итальянского) происхождения, родом язычник.
Он получил хорошее риторское образование, был адвокатом в римском суде.
Очень трудно установить, хотя бы приблизительно, время его жизни.
Предположения можно строить на следующем:
1. в его «Октавии» (9; 31) имеются ясные указания на речь Фронтона(*) против христиан. Фронтон умер около 168-169 г.
2. в «Октавии» широко использована «Книга
о суете идолов» («Quod idola dii non sint») Киприана,
написанная не позже 248 г.
3. если признать, что Тертуллиан в своем «Апологетике» использовал «Октавия» (см. ниже), то «Октавий» написан не позднее 197-199 гг.
Христианская преемственность
Обратился в христианство уже в зрелом возрасте, пораженный возвышенным учением Евангелия и мужеством христианских мучеников.
Творения
«Октавий»
( Октавиан, Octavius )
Представляет собою небольшое произведение в 40 глав.
Это диалог, или скорее две речи двух противников, чем классический диалог типа диалогов Платона.
В этом диалоге участвуют три лица:
1. язычник Цецилий
На основании того, что Цецилий называет Фронтона «нашим циртинцем» (гл. 9) делается предположение, что и сам Цецилий родом из Цирты в Нумидии и, по-видимому, близок к Фронтону по времени. ( ? около 175 )
Некоторые ученые ( Desau, и, видимо, архим. Киприан (Керн) ) отождествляют его с Квинтом Цецилием Наталом, упоминаемым в надписях из Цирты, относящимся к 200-217 гг.
2. христианин Октавий
3. сам автор Марк Минуций Феликс.
Спор о взаимоотношениях «Октавия» и «Апологетика» Тертуллиана (написан около 197 г.)
Ученые решительно разделились и выдвинули три гипотезы:
1. Оба произведения имеют общий источник
Трудность принятия этой гипотезы в том, что такого источника никто не может указать; следов его не сохранилось.
2. Приоритет имеет «Апологетик» Тертуллиана. (Харнак и почти все французские ученые)
Блаж. Иероним (в своем «О знаменитых мужах») называет Минуция Феликса после Тертуллиана. Это мнение было долгое время почти господствующим.
3. Тертуллиан в своем «Апологетике» зависит от Минуция Феликса
(С 1868 г., после большой работы А. Эберта. Так же: Бонвеч, Моллер, Рек, Ерард, Валтцинг, Барденхевер. Также и Алее, автор работы о богословии Тертуллиана и Baylis, составитель работы (1928 г.) о М. Феликсе)
Интересна судьба этого трактата. После упоминаний у Лактанция, Иеронима и Евхерия никто не упоминал об этом диалоге.
Единственная рукопись (IX в.), имеющаяся в Парижской Национальной Библиотеке, содержит этот диалог среди произведений Арнобия Старшего. К семи книгам Арнобия Adversus nationes присоединена еще одна глава.
…Первое издание 1543 г. так и напечатало Октавиана как VIII книгу Арнобия. Только Хейдельбергское издание 1560 г. исправило ошибку, и с того времени Октавиан издается как самостоятельное произведение Минуция Феликса, а не как часть произведения Арнобия.
Архимандрит Киприан (Керн). Патрология
«О судьбе, или Против математиков»
( De fato vel contrat mathematicos )
Произведение было известно во времена блаж. Иеронима.
До нас не дошло.
* * *
Свидетельства:
Из писателей древности о нем упоминают только трое, и то очень мало.
Лактанций в «Божественный установлениях» упоминает Минуция Феликса дважды: один раз он цитирует отрывок из 22 гл. «Октавия», где тот пересказывает миф о Сатурне (I, 11, 55). В другом месте Лактанций, перечисляя известных ему апологетов, называет Минуция как автора «Октавия» (V, 1, 21-22).
Свт. Евхерий, еп. Лионский (V в.) говорит о блистательном красноречии Минуция, ставя его в один ряд с Фирмианом, Киприаном, Иларием и Амвросием (Письмо Валериану).
Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 58:
Минуций Феликс, известный в Риме адвокат, написал диалог «Октавий», представляющий собой спор христианина и язычника. Существует также другая книга, подписанная его именем, — «О судьбе, или Против математиков», талант ее автора очевиден, но она, как мне кажется, не соответствует по стилю упомянутому выше труду. Лактанций также упоминает Минуция в своем сочинении.
См. также:
Учение Марка Минуция Феликса в цитатах из его произведения «Октавий»
Протоиерей Петр Преображенский.
О Минуцие Феликсе
и его сочинении «Октавий».
Архимандрит Киприан (Керн) о Минуцие
Феликсе
(*) Фронтон, Марк Корнелий римский оратор. Происходил из Цирты в Нумидии., занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Был также преподавателем латинской словесности у Марка Аврелия и Луция Вера. Его сочинение против христиан не дошло до нашего времени
|