my studies
христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Гераклеон

(Гераклеон Гностик)

Свидетельства

Гераклеон был, согласно Клименту Александрийскому наиболее значимым представителем школы Валентина:

«…Гераклеон, один из наиболее известных представителей школы Валентина…» (Строматы, IV 71,1)

Ориген в комментарии к ев. Иоанна II, 8 утверждает, что о Гераклеоне говорят, что якобы он был приверженцем школы Валентина.

У Иринея Лионского он назван вместе с Птолемеем (Против ересей II, 4,1).

Тертуллиан (Против Валентина, 4) говорит о нем, что он шел дальше дорогой, по которой шел Птолемей.

Ипполит (Обличение всех ересей? VI, 35,6) представляет его вместе с Птолемеем как главных представителей италийской школы.

Феодорит (Haer. I, 8) ставит его третьим в ряду валентиниан, наряду Коссианом и Феодотом.

 

Творения

 

Неизвестное сочинение


Из одного неизвестного сочинения Гераклеона Климент приводит (Strom. IV 71,1) толкование на Лк.12, 11-12.
«Когда же приведут вас синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить».

«Признание на словах только случается перед лицом властей, и именно его, – как он говорит, – многие считают единственно возможным; однако они ошибаются, ведь и лицемер может легко произнести признание такого рода. (3) Мы находим, что такое слово не имеет универсального значения. Не все спасшиеся произносили такое словесное признание, и среди них были такие люди как Матфей, Филипп, Фома, Левий и многие другие. (4) Признание на словах является не всеобщим, но только частичным. То же, которое он в этом месте упоминает, является всеобщим и оно подкрепляется делами и поступками, в соответствии с верой. Это признание может сопровождаться частичным перед лицом властей, если это необходимо и ситуация требует словесного подтверждения. Такой человек легко подтвердит словами то, что уже признал справедливым в своей душе. (72, 1) Вполне справедливо, поэтому, тех, кто признает его в душе, он называет «[исповедовавшими] во мне», а о тех, кто отрицает его, говорит «[исповедавшие] меня». Ибо последние, даже если они и признали его на словах, тем не менее отрицают его, поскольку не подтверждают это признание на деле. (2) Только живущие в соответствии со своими словами и поступающие в согласии с ним, исповедовали в нем, поэтому и он исповедует их, поскольку он содержит их в себе и они содержат в себе его, а, следовательно, ни при каких обстоятельствах не смогут отказаться от него. Те же, кто не в нем, отрекаются от него. (3) Поэтому он и не говорит: «Кто отрекается во мне», но «кто отрекается от меня», ибо никто их тех, кто в нем, никогда не отречется от него. (4) Аналогично и высказывание «перед людьми» относится и к спасенным и к язычникам, однако перед первыми на деле, а перед вторыми – на словах».

Климент Александрийский. Строматы IV 71,2

 

Комментарий к Евангелию от Иоанна


Гераклеон, помимо того, что поднимал ряд конкретных сюжетов, связанных с текстом Евангелия от Иоанна, написал построчный комментарий к нему.

Подавляющее большинство фрагментов сочинения Гераклеона использует Ориген в своем комментарии к Иоанну.

Фрагменты Гераклеона Гностика из трактата Оригена «Толкование на Евангелие от Иоанна»:
http://centant.pu.ru/centrum/publik/akadem/2000/fr_grkln.htm

Среди конкретных проблем, поднимавшихся Гераклеоном:

  • демиург
  • отношения демиурга со Спасителем
  • природа плотских, душевных и духовных
  • природа и характер познания
  • причины и основания спасения
  • и др.

 

Текстология Гераклеона:


  1. Гераклеон различает буквальный смысл (haplousteron) и иносказательный (dianooumenon).
  2. Не обладает стройной системой интерпретации или какими-либо сформулированными принципами (подобной ямлиховскому принципу "цели") и руководствуется, скорее, интуицией.
  3. Свободно фрагментирует текст в поисках иносказательного смысла, не заботясь о сохранении связности изложения
  4. Один и тот же образ может означать в рамках иносказательного смысла разные вещи.

 

См. также:

Петров А. В., Цыб А. В. Полемика двух комментаторов Евангелия по Иоанну (Гераклеон и Ориген) // Человек, природа, общество. Материалы 8-й международной конференции молодых ученых 22–28 декабря 1997 г. – СПб, 1997. С. 36–40

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


конспекты по истории церкви, патрологии, богословию...
2 0 0 4