my studies и с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е ... |
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
Дидим Слепец(около 313 г. — 398 г.)ОсобенностиДидим ослеп в 4-х или 5-ти летнем возрасте и после этого, не проходя регулярного обучения, не умея читать, он стал одним из виднейших ученых и богословов своего времени. Как многие египтяне, Дидим был почитателем Оригена.Уже после смерти Дидима учение Оригена было осуждено на поместном соборе. На Пятом Вселенском соборе вместе с Оригеном были осуждены два его последователя IV-го века — Дидим Слепец и авва Евагрий. Антоний Великий часто посещал его и любил беседовать с ним о красотах невидимого мира. Начальник Александрийского училища, и это был его последний учитель.
РождениеДидим родился в Александрии в 313 году.
Христианская преемственность
СлужениеСв. Афанасий поставил его во главе александрийской школы (Руфин. Церк. ист. II, 7). После его смерти школа с Родоном переселилась в Силу и там скоро прекратила свое существование. В какое время Дидим управлял школой, в точности не известно. УченикиСамые выдающиеся ученики Дидима — Иероним и Руфин. Правда, Иероним непосредственно слушал Дидима не более тридцати дней; но он потом переписывался с ним, часто называл его своим учителем; он прославлял его ученость, с любовью называл его «зрячим» и даже «пророком» и «апостольским мужем». Позднее, когда поднялись оригенистические споры и Иероним разошелся с бывшим своим другом Руфином, а Дидим написал сочинение в защиту Оригена, Иероним изменил свое отношение к Дидиму; но он все-таки не отважился поносить александрийского учителя, как он это обычно делал по отношению к другим. Руфин был учеником Дидима в течение нескольких лет и если не восхвалял его в таких высокопарных выражениях, как Иероним, то сохранил навсегда верность своему учителю. [Н.И. Сагарда]
КончинаНет сведеней о последних годах жизни. Умер Дидим в 398 году.
Свидетельства:
См. также:
|
Сочинения Дидима
«Против Ария и Савеллия» приписывавшееся традицией св. Григорию Нисскому и печатавшееся в Патрологии Миня в числе произведений этого писателя, теперь принято считать творением Дидима. Написано не позже 358 г.
«Слово о Святом Духе»не сохранилось в греческом оригинале, но дошло до нас в латинском переводе Иеронима, сделанном по поручению папы Дамаса около 381 г. Оно пользовалось большою известностью у современников. Годэ считает его лучшим произведением древности на эту тему.
четвертая и пятая книги «Против Евномия»Принадлежат, по-видимому, Дидиму, раньше числившиеся в списке произведений Василия Великого.
«Против Манихеев»Из него сохранилось в оригинале только 18 глав; начало утеряно и только отчасти, может быть, восстановлено из «Sacra Parallela» св. Иоанна Дамаскина.
«Книга о смерти маленьких детей»Написана около 386 г.
«Против Ариан» в двух книгах, написано около 392 г. Оба эти произведения упоминаются только у Иеронима.
«О числах»Иероним говорит о этом произведении.Возможно, что это только отрывок из трактата «О Троице» (кн. II, 14), в котором автор рассуждает о числе «семь».
Комментарий на сочинение Оригена «О началах»упоминается у Сократа (НЕ. IV, 25), утеряна.
«К философам»«О бесплотном»«О душе»Из этих трех произведений сохранились лишь незначительные отрывки в «Священных Параллелях» св. Иоанна Дамаскина.
«О Троице»Это одно из самых значительных произведений, числившихся в списке Дидима. Но в самое последнее время его подлинность вдруг подверглась сильному сомнению. Оно было найдено в Болонье в 1759 г. итальянцем J.-L. Mingarelli; в 1763 г. описано, а в 1769 г. издано тем же Мингарелли. Рукопись, содержащая это произведение – поздняя, принадлежащая к XI веку. В ней не хватает пяти-шести глав; ни начала, ни конца трактата не сохранилось, так что приходится догадываться об авторе. На покрышке манускрипта рукою, еще более позднею (вероятно, XV века), написано имя «божественного Кирилла».
Экзегетические произведенияГоворят о том, что Дидиму принадлежало множество экзегетических сочинений, что он прокомментировал чуть ли не все Священные Книги Ветхого и Нового Завета. Очень долго можно было считать эти сообщения преувеличением, однако, в какой-то степени они подтвердились, когда в 1941 году, примерно в 12 км. к югу от Каира рабочие, производившие земляные работы, совершенно случайно обнаружили огромное собрание папирусов. В них было найдено несколько больших экзегетических сочинений Дидима, которые в сумме в печатных изданиях составили много сотен страниц. Это толкования на ветхозаветные Книги: на пророка Захарию, на Екклезиаста, на Псалмы и некоторые другие.
На Ветхий Завет«На Бытие» «На Исход» «На 2 Самуила, XXII»
«Схолия на Бытие 2:27, напечатанная кардиналом Питра» («Spicilegium Solesmense», I, 284). «Отрывок на 3 кн. Царств», находящийся в одной рукописи в Эскуриале («Biblische Zeitschrift», 1903, I, 251). «Отрывки из толкований на книгу Иова» в катенах Никиты. Напечатана у Миня (P. G. 39, 1119.54). «Отрывки из толкований на книгу Иова» в «Священных Параллелях» (P. G. 96, 141). «Отрывки на толкования псалмов» (P. G. 39, 1155 1616). «Отрывки на толкование книги Притч». Изданы в Патрологии Миня трудами кардинала Анджело Майи (Ibid. 1621.46). «Отрывки на Песнь песней» (в катенах). «Отрывки на Екклезиаст» (тоже). «Толкование на главы XL-LX, пророка Исаии». Их упоминает блаж. Иероним («De viris», 109). Сохранились только отрывки в «Свящ. Параллелях». «Толкование на прор. Осию». «Толкование на прор. Захарию». Их упоминает бл. Иероним, и оба эти толкования должны были быть написаны в 386 г. До последнего времени они считались утерянными безвозвратно, но открытие в 1942 г. в. Египте обнаружило комментарий на Захарию. «Отрывок на прор. Иеремию», изданный Ghisleri в Лионе в 1623 г. «Две схолии на прор. Даниила» («Biblische Studien», 1899, 4:2-3).
На Новый Завет.«Толкование на ев. Матфея» (потеряно). «Толкование на ев. Иоанна». Это, точнее говоря, схолии, из коих очень немного сохранилось в разных катенах и в «Свящ. Параллелях». «Схолии на 1 посл. к Коринфянам» сохранились только частично в латинском переводе бл. Иеронима. «Толкование на послание к Галатам», написанное до 387 г. «Краткие толкования на послание к Ефесянам».
«Отрывки на толкование Деяний» опубликованы J. Wolf, «Anecdota graeca», Hamburg, 1724, t. IV. «Отрывок на толкование послания к Римлянам» (Cramer, «Catenae Graecorum Patrum», Oxford, 1844, t. IV). «Отрывок на толкование послания к Евреям» (Ibid.). «Отрывки на толкование послания второго к Коринфянам», напечатаны кардиналом А. Майи (P. G. 39, 1680-1732). «Толкования на соборные послания». Сохранилось лишь мало отрывков в греческом тексте и больше в латинском переводе. (Ibid., col. 1732-1818). [Архимандрит Киприан (Керн)] |