my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Св. Мефодий Патарский
(Олимпский)

[Methodius of Olympus]

«Св. Мефодий уже при жизни был авторитетнейшим богословом. В последующие века его многократно цитировали не только единомышленники, но и противники… Судьба духовного наследства св. Мефодия в последующих веках весьма своеобразна; в течение ряда столетий с его именем связывались сочинения, вовсе ему не принадлежащие. В то же время подлинные его творения или постепенно отодвигались на второй план, или пребывали в неизвестности»
архиеп. Михаил (Чуб)

 

Некоторые особенности:

Противник учения Оригена.
Но принадлежал к Александрийскому богословию.

 

Деяния:


Сведения о его жизни не сохранились.

Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом Олимпским в Ликии, Патарским, даже Тирским.
Исследователь его сочинений архиеп. Михаил (Чуб) полагал, что св. Мефодий был епископом в г. Филиппах в Македонии.

 

Кончина


Наиболее вероятной датой его мученической кончины является
312-ый год.
Память — 20 июня.

 

 

Т В О Р Е Н И Я

 

Сохранились
на греческом языке в древне-славянском переводе
  • «Пир десяти дев»

    отрывки из сочинений:

  • «О свободе воли — против валентиниан»
  • «О воскресении (против Оригена)»
  • «О сотворенном (против Оригена)»
  • небольшие отрывки из других сочинений

сборник сочинений св. Мефодия:

  • «Пир десяти дев»
  • весь текст «О свободе воли»
  • большая часть трактата «О воскресении»
  • нек. сочинения считавшиеся утерянными
  • сочинения, признанные подложными
Переводы на русский с этих языков
Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание его творений // Пер. под ред. Е.Ловягина. - СПб, 1877.
То же: 2-е изд. - СПб, 1905.
Некоторые опубликовал архиеп. Михаил (Чуб) в сборнике
«Богословские труды» (№№. 2, 3, 10, 11)

 

 

• • •
Подлинные сочинения св. Мефодия, сохранившиеся на греческом языке

 

«Пир десяти дев или о девстве»


По форме является подражанием известному диалогу Платона («Пир»).

Каждая из десяти дев произносит речь в похвалу девства, рассматривая его с разных сторон. Диалог кончается гимном Спасителю.

Помимо основной темы здесь имеются глубокие высказывания о Церкви, ее тесном единстве со своим Главой — Христом.

 

«О свободе воли — против валентиниан»

(сохранился отрывок на греч.)


В сочинении опровергается гностическое учение о зле, отвергается дуализм гностиков, рассматривается понятие свободы человека.

(См. Богословские труды. № 3, 1964. – С. 187-204).

 

«О воскресении»
(против Оригена)

(сохранился отрывок на греч.)


В сочинении отвергается понимание Оригеном воскресения и даются возражения против умаления Оригеном значения тела:

  • тело не темница души, а часть человека, без которой человек был бы неполным.
  • Смерть тела есть следствие греха, но чрез смерть само тело очищается.
  • Падение произошло не в состоянии чистой духовности, а вместе с телом, поэтому в теле живет грех.

Сочинение заканчивается молитвой.

Известна только в славянском тексте
Употребленные в ней формулировки и выражения характерны для доникейской эпохи.

Отрывок:

«Потому благословляют Тебя (смиренные) люди, ибо Ты послал с неба Помощника для каждой смиренной души — научающее нас истине Слово Твое, Которое, будучи непричастным страданиям, восприняло по Твоей воле это подверженное многим страданиям тело…, чтобы угасить смерть умерщвлением Бессмертного, сделавшись смертию для смерти. Таким образом, ради Твоего милосердия, смертное изменилось в бессмертное и подверженное страданиям в то, что не подвержено страданиям. Ибо решительно никто не воспротивился Твоему повелению. Ты сотворил существующее из несуществующего, и ничто из него не лишено Твоего искусства и украшения. Ибо нет Бога, кроме Тебя, Владыки жизни и смерти, но Ты Господь и Владыка всего»

(См. Богословские труды. № 2, 1961. – С. 152-158).

 

«О сотворенном»
(против Оригена)

(сохранился отрывок на греч.)

Сочинение направлено против оригенистов, утверждавших, что мир не имеет начала и совечен Богу.

 

 

• • •
Творения, сохранившихся только в переводе на славянский

 

«О жизни и разумной деятельности»

Основная мысль трактата — увещание довольствоваться тем, что Бог даровал в земной жизни, терпеливо переносить искушения и ждать непроходящих благ будущего.

Цитаты:

«Человек становится более сильным и крепким телесно посредством многих трудов, получая (при этом) от трудов и от житейских скорбей и более здоровую душу», — читаем в указанном трактате.

«О, человек! — творение Божие, Божий образ, не печалься, (оказываясь) руководимым, не считай тягостным повеление, не смей ослушаться, будучи вразумляем, ведь (Он) вразумляет тебя с любовью. Иных (Он вразумляет), как уже согрешивших, а других — чтобы не согрешили».

«Знай также, человек, если тебе кажется (что ты) чего?нибудь лишаешься, то (это) не вечное, а временное, и было (оно у тебя) для употребления, а не собственностью».

(См. Богословские труды. № 2, 1961. – С. 154-159).

 

«О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники»


Цель — истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания.

Цитаты:

«Истинная телица — это плоть Христова, которую Он воспринял для очищения мира; рыжей (= красной) она называется ради страданий, не имеющей порока — ради невинности, не носящей ярма — как чистая от всякого греха, не приученной к упряжи — как бесстрастная. Она закалывается вне стана, вне Иерусалима, на чистом месте, без смешения с чем бы то ни было. Ее кровью освящается Церковь. Ее пеплом очищаются люди, а Ее смертью все язычники (т.е. страны) искуплены от смерти».

«Нынешние люди больше любят клевету и мерзость, обвинения и обманы (по отношению) к благодетелям, охотнее слушая о ближних худое, нежели доброе»

 

«О проказе»


Цель — истолковать в христианском смысле иудейские обрядовые предписания.

Цитаты:

«Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы — самые немощные — имели поддержку в сильнейших».

«О горе! Чем превосходим других людей мы, получившие предписание иметь праведность, превосходящую (праведность) книжников и фарисеев… Ведь если и океан потечет серебром и вся земля золотом, то мы не насытимся».

«Склонившись к земле, как животные, мы не можем воззреть на Отца всех и Творца».

См. Богословские труды. №. 2, 1961. – С. 160-183

 

• • •
Сочинения, дошедших до нас только в кратких отрывках

(«Краткие отрывки из разных сочинений св. Мефодия» см.:
Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание его творений // Пер. под ред. Е.Ловягина. — СПб, 1877. С. 252–259).

 

«Против Порфирия»


По свидетельству бл. Иеронима, состояло из нескольких книг.

Порфирий — ученый, современник св. Мефодия, написал 15 книг против христианства.

 

«О мучениках».

Поддержка страдающим за веру.

 

 

• • •
Творения, приписываемые св. Мефодию
(?)

(включенны в число творений св. Мефодия в переводе Е. Ловягина)

 

«Слово в неделю Ваий»

«Слово в день Сретения Господня»

 

Мефодию Патарскому приписывают «Слово о царствии язык в последния времена и сказание от перваго человека до скончания» или, сокращенно, «Откровение».
«Откровение» было хорошо известно на Руси (начиная с Нестора-летописца).

Свидетельства:


Церковный писатель VII века (ум. ок. 624 г.) Леонтий Византийский, исчисляя знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до Императора Константина Великого:

«Игнатий БогоносецИриней, Иустин Философ и мученикКлимент и Ипполит Римские, Дионисий Ареопагит, Мефодий, епископ Патарский, Григорий Чудотворец, Петр Александрийский, епископ и мученик» ... «всех их принимают и бывшие после них ереси»
(Леонт. Визант. De sectis. Act. III. § 1)

Андрей, епископ Кесарийский (IV век), Иоанн, епископ Фессалоникийский (VII век) и патриарх Фотий (ум. 886 г.) называют его великим…

Св. Епифаний Кипрский (ум. ок. 403 г.) представляет св. Мефодия Патарского «мужем ученым и крепко подвизавшимся за истину» и называет его: «наш прекраснейший старец и блаженный муж Мефодий» (Haeres. 64, С. 63)

Св. Анастасий Синаит (ум. ок. 599 г.) называет св. Мефодия «богатым мудростию» (Hexaemer. L. II. Р. 920 Bibl. patr. T. IX.).

В греческом синаксаре говорится: «Этот поистине божественный священник Божий и мученик оставил нам творения, исполненные всякого ведения и пользы».

Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 83.

 

См. также:

Cвятоотеческое учение о человеке: Св. Мефодий Олимпийский // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |


христианский портал my studies
2 0 0 5