Иракл, еп. Александрийский в ок.231-ок.246гг.
(Геракл)
Деяния:
Учился у Оригена вместе со своим братом Плутархом (Евсевий
VI, 3,2).
Учился у Аммония Сакка на пять лет раньше Оригена.
Был выбран Оригеном в помощь преподавания в алекс.
училище.
Когда в 231 еп. Димитрий Александрийский осудил выгнал из Александрии Оригена Иракл стал
главой школы.
После кончины епископа Димитрия был избран епископом александрийским.
Конфликт Иракла и Оригена[1]
После кончины епископа Димитрия и избрания на александрийскую кафедру
Иракла, Ориген решил вернуться в Александрию.
Но ученик Оригена Иракл сам изгнал его из Церкви
и удалил из Александрии.
Факты в пользу существования данного события:
- Текст Коптского календаря в цитации его Фотием:
"Во дни преосвященного Иракла находился в Александрии Ориген, именуемый Адамантовым, который
публично изъяснял свою ересь, радуясь и торжествуя. Св. Иракл сам изгнал его из Церкви и удалил
из Александрии за извращение здравого учения и разрушение православной веры. Ориген, высланный,
ушел и достиг в Сирии городка именуемого Тмуис, в котором был православный епископ по имени Аммоний,
епископ. который позволил Оригену проповедовать в своей церкви. Папа Иракл услышав об этом, отправился
в Тмуис и за это низложил Аммония и поставил на его кафедру епископа Филиппа".
- Геннадий Массилийский (V в.), продолжатель труда бл.
Иеронима, описывает такой же
ход событий (О знаменитых мужах, 33; трактат утерян и известен только по
цитатам)
Геннадий в свою очередь ссылался на послание Феофила Александрийского "Против
Оригена"
(Феофил же, по свидетельству Юстиниана, ссылается на священномученика Петра, еп. александрийского.)
Опровержение версии:
Источником информации, к которому восходит эта версия, оказывается прежде всего Феофил
Александрийский.
Но пристрастное отношение Феофила к Оригену заставляет многих относиться
к его антиоригенистским выпадам с осторожностью.
- Церковный историк Сократ Схоластик писал, что Феофил "произнес
клевету на книги Оригена"
(Сократ.
Церковная история. 6, 10).
- Арх. Филарет (Гумилевский):
"если чьи нападения на
Оригена относились к славе Оригена, то это нападения Феофила Александрийского".
- В
ХХ столетии румынский патролог свящ. Иоанн Коман:
"некоторые
оригеновы "ошибки" критикуются Феофилом на основании цитации текстов из соответствующих
творений Оригена, однако большая часть - просто клеймение без цитации текста и без
указания сочинения, из которого взята критикуемая идея".
Факты против существования данного события:
- О конфликте Иракла с своим учителем ничего не сообщает церковный историк Евсевий.
И хотя
Евсевий очень уважал Оригена,
он вполне благоговейно вспоминает об Иракле, "чья жизнь – пример того, как жить в мудрости
и воздержании " (Церковная история. VI,
3,2).
Если бы кофликт существовал, вряд
ли бы Евсевий так отзывался бы о враге Оригена. (Например, он ни слова не упоминает о критике
Оригена – священномученике Мефодии Олимпийском)
-
Иероним также при изложении хроники
тех событий не упоминает о конфликте Иракла и Оригена:
"232 г... Славится в Александрии Ориген. 233 г. Рукополагается 12-й епископ
александрийской Церкви Иракл, управлявший 16 лет. 235 г. Ориген из Александрии переходит в
Кесарию Палестинскую ".
-
Не упоминает об этом конфликте и сам Ориген.
Древние о нем:
Ориген в 233 г. пишет в Афинах автобиографическое письмо иерусалимскому епископу Александру,
где говорит:
"Это я сделал (речь
идет о занятиях светским науками) ,
подражая Пантену, как и Иракл, который ныне председательствует в совете священников
в Александрии, и которого я нашел
у учителя философских дисциплин; он упорно трудился у него за пять лет до того, как
я стал заниматься
у того же учителя. Под его влиянием он (Иракл) снял с себя обычную одежду, которую носил
раньше, и принял облик философа, доныне сохраняемый; он не перестает по возможности
заниматься и эллинскими
науками "
(цит.
по: Евсевий. Церковная история. VI, 19, 13-14).
Дионисий
Александрийский в письме Филимону о крещении:
“Это правило и этот образец
я получил от блаженного папы нашего Иракла: он изгонял из Церкви бывших еретиков, от Церкви
отделившихся, а еще более тех людей, которые от нее не отделялись,
были, казалось, с ней вместе, но были уличены в посещении лжеучителей. Он не принимал их обратно,
несмотря на их просьбы, пока они всенародно не излагали всего, что слышали от противников
Церкви. Тогда он принимал их в общение и не требовал, чтобы они вторично крестились, ибо раньше
они получили от него святое Таинство”.
(цит. по: Евсевий. Церковная история. VII, 7)
Юлий Африкан в своей "Хронографии" пишет, что что он предпринял
путешествие в Александрию, привлеченный славой Иракла.
См. также:
Хронологический список Александрийских патриархов
[1] По А. Кураеву (Ранне христианство
и переселение душ. Возвращение к дольменам. Фрагмент 563.)
|