my studies
Христианский портал

и с т о р и я    ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е ...
 В начало   Имена  Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел  Библиотека 
 

Афинагор Афинянин

Рождение

 

Афинагор жил во второй половине II в., был родом из Афин
(хотя именование «Афинянин» может быть просто почетным прозвищем).

Христианская преемственность

Афинагор собирался выступить с полемическим сочинением против христиан, но вместо этого сам обратился и стал защитником христианства.

Деяния

Филипп Сидет сообщает (см. ниже), что:

  1. Афинагор исповедовал христианство в плаще философа.
  2. Был родоначальником известного «огласительного училища» в Александрии.
  3. Был учителем Климента Александрийского .

Однако нет других источников, которые подтверждали бы это, а Филипп не признан авторитетным историком.

Можно предположить, что:

  1. Афинагор имел связь с Малоазийской Церковью. Это заключение делается на основании упоминаний о нем малоазийцев Филиппа Сидета и свт. Мефодия, а также некоторых параллелей «Прошения…» с Письмом к Церквам Азии и Фригии о лионских мучениках.
    (см.: Церк. ист. V, 1).
  2. Афинагор некоторое время жил в Александрии и открыл там частную «философско-христианскую школу», наподобие школы св. Иустина в Риме. Однако данная школа, скорее всего, не являлась «огласительным училищем».
  3. Деятельность Афинагора в Александрии не была продолжительной, поэтому предание александрийской церкви о нем ничего не сообщает.

Т В О Р Е Н И Я

До нас дошли два его творения:
«Прошение о христианах» и «О воскресении»

 

Прошение за христиан
(Предстательство за христиан)

< читать >


Датировка:

Вероятнее всего, произведение было написано в 177 г.

Во-первых, это сочинение было направлено императорам Марку Аврелию и Коммоду, «соцарствование» которых приходится на 176—180 гг.

Во-вторых, такие косвенные свидетельства (титулы императоров «сарматский,» «армянский», указание на период мира) позволяют уточнить датировку 177 годом.


Структура:

Произведение состоит из 37 глав.

Защита христианства здесь строится по трем основным пунктам:

    1. опровержение обвинений христиан в безбожии (4—30)
    2. опровержение обвинений в кровосмесительстве (31—34)
    3. опровержение обвинений их в антропофагии (людоедстве) (35—36)


О сочинении:

Знаменитое «Прошение о христианах» Афинагора является опытом библейского богословия, будучи вместе с тем одним из наиболее ранних трудов по осмыслению христианской догматики: автор раскрывает учение Церкви по таким вопросам как домостроительство воплотившегося Логоса, сотворение мира и человека, антропология, ангелология, экклезиология и сакраментология. В «Прошении» очевиден глубокий подход к проблемам христианской аскетики и нравственности: Афинагор выступает против абортов, поощряет девство, говорит о причинах стойкости христиан перед лицом гонений. Его стиль и манера изложения свидетельствуют о положительном отношении к эллинистической культуре: в тексте встречаются поговорки из «Илиады», цитируются «Одиссея», Гесиод, орфическая поэзия, Эсхил, псевдо-Софокл, Пиндар и Еврипид, автор знаком с герметической литературой, греческой историографией и, конечно же, античной философией. Доктрина этого апологета, очень сильно повлиявшая на «программу» катехизического училища, представляет собой интересный опыт адаптации достижений среднего платонизма к нуждам христианского богословия.

Иеромонах Иларион (Алфеев). Духовное образование на христианском востоке (I-VI вв.). Доклад

Афинагор как писатель:

«Подвергая языческое мировоззрение тщательной критике, Афинагор нигде не переступает пределов критики: она не переходит у него в резкое обличение или осмеяние и совсем не изобилует сильными выражениями, которых так много рассеяно в апологии, например Тертуллиана, и которые часто бывают блестящи, но редко убедительны. Его оружие  — логика; его цель — разоблачить ложь, указать абсурд, чтобы истина восторжествовала. Но и тут он осторожен и скромен: он знает, как неприятно бывает убежденному человеку выслушивать горькую истину о своих убеждениях, и потому он щадит и заблуждения… Но при этом мы должны прибавить, что умеренность и скромность Афинагора нигде не переходят в лесть или заискивание пред императорами: чуждый крайностей памфлетиста и льстивого софиста, наш апологет везде и во всем сохраняет достоинство и строгость христианского философа. Философ по тону своей речи, Афинагор может быть назван блестящим оратором по своим писательским приемам. В этом отношении он стоит выше Иустина Философа, Татиана и Феофила. По мастерскому изложению мы можем его сравнить лишь с латинским апологетом Минуцием Феликсом. Если этого последнего некоторые ученые называют христианским Цицероном, то Афинагора сравнивают с Демосфеном»

Мироносицкий П. Афинагор, христианский апологет II века.

О воскресении мертвых

< читать >


Особенность:

Является первым христианским сочинением, целиком посвященным теме воскресения из мертвых.
Представляет данную тему в достаточно систематическом виде.

Содержание:

Состоит из 25 глав.

Распадается на две части:

  1. «отрицательная» (1—10 главы):
    автор устраняет аргументы, направленные против учения о воскресении.
  2. «положительная» (11—25 главы):
    приводит доводы в пользу учения о воскресении.

Время написания:

Трактат, вероятно, написан спустя некоторое время после «Прошения» (возможно, в 80-х гг. II в.).

Аутентичность:

Некоторые исследователи (Р. М. Грант, В. Шедель, Н. Зеегерс) пытались доказать, что оно не принадлежит этому апологету, но написано анонимным автором в III — начале IV вв.

Исторический фон:

Предварительное развитие доктрины о воскресении:

  • основные контуры были намечены в Ветхом Завете
  • позднее св. Апостол Павел, опираясь на Ветхий Завет, развил некоторые аспекты
  • некоторое раскрытие наблюдается в творениях мужей апостольских.

Серьезная оппозиция учению о воскрескении:

Вне церкви:

  1. Со стороны языческой интеллигенции.
    (например, Цельс в сочинении «Истинне слово». Этот философ называет учение о воскресении «мерзостным и невозможным» /άπόπτυστον άμα και αδύνατον/)

  2. Со стороны широких слоев языческих масс.
    (Отображено в послании галльских церквей (см.: Церк. ист. V, 1). В Галлии при Марке Аврелии тела мучеников сжигали, пепел сметали в реку, чтобы ничего от них на земле не оставалось и говорили: «Чтобы и надежды у них не было на воскресение… Посмотрим, воскреснут ли они»)


    Внутри Церкви

    преимущественно, от сторонников различных гностических сект:

    1. например, архонтики прямо отрицали воскресение тел, утверждали, что «нет воскресения плоти, но есть одно воскресение души»

    2. валентиниане отрицали воскресение косвенным образом, считая, что воскреснет «тело духовное», абсолютно чуждое земному телу. (Учение валентиниан в наиболее полном виде представлено в «Послании к Регину» (или: «Слово о воскресении»), найденном в Наг Хаммади.)

Свидетельства:


Отрывок из катенов, приписываемых Никифору Каллисту:

«Филипп Сидет в слове 44 говорит: Афинагор был первым руководителем Александрийского училища и процветал во времена Адриана и Антонина, которым он адресовал „Прошение за христиан“ (υπέρ Χριστιανών πρεσβευτικον). Сей муж исповедовал христианство в плаще философа, стоя во главе академической школы. Возжелав еще до Кельса написать [сочинение] против христиан, он обратился к Священным Писаниям, чтобы бороться [с христианством] со знанием дела, но был столь пленен Всесвятым Духом, что, подобно великому Павлу, вместо преследователя стал учителем той веры, которую преследовал.
Учеником его, как говорит Филипп, был Климент, автор „Стромат“, а [учеником] Климента — Пантен. Этот Пантен также был афинянином и философом-пифагорейцем… Согласно Филиппу, учеником и преемником Пантена, возглавлявшим училище, являлся Ориген… и он был четвертым предстоятелем христианской школы. После Оригена [таким предстоятелем являлся] Иракл, за ним — Дионисий, за Дионисием — Пиерий; после Пиерия — Феогност, за Феогностом — Серапион, а после него — Петр, великий епископ, ставший мучеником; после Петра — Макарий, прозванный соотечественниками „Городским“, за ним — Дидим, а за Дидимом — Родон. Согласно Филиппу, Родон, во времена Феодосия Великого, перевел школу в его [родной] город Сиды и, как говорит Филипп, сам он учился у Родона».


Св. Мефодий Олимпийский (ум. 311—312) в своем сочинении «О воскресении» ссылается на апологетический труд Афинагора «Прошение за христиан», цитируя его и прямо называя имя автора.

 

См. также:

Cвятоотеческое учение о человеке: Афинагор // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

| Главная страница | Имена | Тематический раздел | Географический раздел | Хронологический раздел | Библиотека |

христианский портал my studies
2 0 0 4