my studies и с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е ... |
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
Св. Афанасий Великий
|
X. Le Bachelet: “St Athanase” In DTC. t. I. (Paris, 1923)
|
Апологетические сочинения
Слово против язычниковλογος κατα ελληνων Доказывается ложь и ничтожность язычества
и намечается путь восхождения к истинному познанию Бога и Слова от
самонаблюдения и созерцания внешнего мира в его гармонии и красоте. Первая часть (§§ Вторая часть (§§
[Парафраз: Сагарда Н.И.]
Слово о воплощении Словаλογος περι της ενανθρωπησεως раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами
от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в мире
христианском. Первая часть (§§ 1–32) разъясняет причины, почему Тот, Кто по природе Своей бестелесен явился в человеческой плоти. Вторая часть (§§ 33–57) защищает догмат воплощения от нападок иудеев и язычников.
Заключение увещает читателя самому читать Писание. [Парафраз: Сагарда Н.И.] |
Догматико-полемические сочинения
Три (четыре) слова против apиaнOrationes contra Arianos В первом опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из «Талии» Ария. Второе слово посвящено главным образом истолкованию Притч. 8:22 — текста, служившего одним из главных доводов арианствующих в доказательство тварности Сына — Премудрости («Созда мя в начало путей своих...»). В третьем слове объясняется смысл Божественного единосущия и значение уничижительных речений Священного Писания о Христе. [Протоиерей Георгий В. Флоровский] Относительно четвертого слова: отрицают не только его связь с первыми тремя, но и принадлежность св. Афанасию.
... Но, с другой стороны, происхождение слова от св. Афанасия поддерживается многими параллелями в мыслях между III и IV словами. [Сагарда Н.И.]
Четыре послания к Серапиону, еп. ТмуитскомуEpistulae IV ad Serapionem episcopum Thmuitanum
Первое послание подробно излагает учение о Божестве Святого Духа, раскрывая учение о Нем Свящ. Писания и церковного предания
Второе послание к Серапиону перечисляет:
Третье послание кратко излагается учение о Божестве Святого Духа.
Четвертое послание дает ответ на иронические слова еретиков («тропиков»):
«Если Дух Святой не тварь, то не следует ли, что Он — Сын и два есть
Брата — Слово
и
Дух»; или
«Если Дух от Сына приемлем и Сыном подается, то не следует ли, что
Отец есть дед, а Дух — внук Его» (IV, 1). [Парафраз: Сагарда Н.И., Архимандрит Киприан (Керн)]
о Троице и о Духе СвятомDe Trinitate Libri XII
О явлении во плоти Бога Слова и против ариан
Речь ведется о многих догматических истинах: о рождении Бога Сына
по плоти без отца от Девы Марии Богородицы, о спасительных для человека
следствиях
Его воплощения, жизни и страданий, об евхаристии, как истинном Теле
Господа и пр.
Послание к императору ИовиануEpist. ad imperatoren Jovianum
Изложение веры
Представляет собой Символ веры с толкованиями, где изложена вера
во Святую Троицу и в Боговоплощение... Это
изложение веры скорее не Символ веры, изложенный, как Никейский,
а объяснение какого-то Символа,.. он не тождествен ни с одним из
древних вероизложений...
Могло
ли быть, чтобы
Афанасий, неутомимый борец за Никейский Символ, составил какой-то
собственный Символ или пользовался чьим-то Символом, который отличается
от Никейского?
Слово пространнейшее о вере
На слова: «Вся Мне предана суть Отцем Моим…»(Матф. 11,27)
Послание Эпиктету, Епископу коринфскому,
|
Историко-полемические сочинения
Апология против АрианApologia contra Arianos
Защитительное слово пред царем
Констанцием
|
Другие послания
«Послание к монаху Амуну»о содержании в чистоте плоти, о браке (против порицающих супружество) и девственной жизни
«К монахам»
|
Экзегетические сочинения
Толкования
на псалмы
|
Аскетические сочинения
«Житие преп. отца нашего Антония, описанное св. Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах»Написано, вероятно, к западным монахам Италии и Галлии... Св. Афанасий лично знал св. Антония... Св. Афанасий не дает жизнеописания, а показывает в св. Антонии образец христианского совершенства, кратко излагает его аскетическое учение и повествует о его борьбе с демонами... Время написания — 357 г., некоторые относят его к 365 г. Еще при жизни св. Афанасия житие переведено было (собственно переработано) пресвитером Евагрием на латинский язык, и неизвестным — на сирийский. Парафраз: Сагарда Н.И.
Послание к ДраконтиюДраконтий был настоятелем одного из монастырей и был против своего
желания (его уговорили) посвящен во епископа Гермопольского. Будучи
посвященным, он убежал со своей кафедры и скрылся в пустыне в одном
из монастырей. Афанасий пишет ему послание, в котором предостерегает
против заблуждений некоторых, которые думали (очевидно, не без
основания), что не может быть полного монашеского отречения в епископстве. Ободренный таким образом избранный епископ принял бремя управления
и скоро имел случай сделаться исповедником веры.
Спасительное слово к девственнице
|
Произведения, приписываемые св. Афанасию:
Толкование на символ
|
Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I—IV века. — М.: Издательский совет РПЦ, 2004. Скурат К. Е. Учебник по патрологии для III курса московской духовной академии. — МДА, 1991. Г.В. Флоровский. Восточные отцы IV века (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1931. Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. —М.: Паломник, 1995. Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский (Фомин В.П.). Учение святого Афанасия Великого о Единосущии Сына Божия с Богом Отцом. Прот. Николай Гундяев. Лекции по Патрологии. Распечатка магнитофонной записи лекций. – Санкт-Петербург, 1999. |